Что нужно знать начинающим музыкантам?

ЗАНИМАТЬСЯ НУЖНО ВСЕМ

Частым заблуждением начинающих музыкантов (вне зависимости от жанра) становится безосновательная надежда на то, что всё случится само собой.

Вы, как творец, решаете сосредоточиться на самом главном — создании музыки и написании песен. А такие важные вещи, как качественный продакшн материала, имидж артиста, грамотное продвижение и организация выступлений отходят на дальний план.

История эта не новая. Поскольку и двадцать, и тридцать лет назад всё было примерно то же. И ошибки новички совершали те же. С той лишь разницей, что музыкантов, как и людей на планете, стало ещё больше и появились соцсети, электронный маркетинг и цифровые площадки.

Как ни странно, когда я был молодым музыкантом, у меня самого на подкорке прочно сидела мысль, что если я буду здорово петь и мы с группой сделаем классные записи, то все непременно услышат, какие мы молодцы и полюбят нас.

А ещё лучше — в одном из клубов наше выступление услышит известный музыкальный продюсер (ну, потому что они же все вечера проводят в поисках молодых талантов, бродя по клубам, ага).

Сколь бы талантливы и уверены в себе вы ни были, надеяться на лучшее и верить в удачу равносильно движению вслепую с высокой вероятностью разочароваться.

Это, конечно, не означает, что так вообще никогда не бывает. Бывает. И примеров достаточно. Но если рассматривать их внимательно, то выяснится, что практически в каждом присутствует огромный талант и немалая доля случая. Или удачи, если хотите. Но сколь бы талантливы и уверены в себе вы ни были, надеяться на лучшее и верить в удачу равносильно движению вслепую с высокой вероятностью прогореть и разочароваться.

Впрочем, пока ты молод и горяч у тебя есть достаточно времени и энергии, чтобы попробовать многое. Но сперва нужен план.

УСПЕШНЫЕ КОНКУРЕНТЫ

Если ты не просто решил заняться музыкой «по приколу», а тебя реально прёт — тексты будто пишутся сами, ты что-то постоянно наигрываешь, записываешь демки (возможно, в этом помогают единомышленники), то вопрос в музыкальном материале не стоит. Но не нужно обманываться, каким бы уникальным ни казался ваш авторский почерк, всё это уже где-то было, есть и скорее всего ещё будет. Нужно критически оценить свою музыку и понять, на что она похожа и на кого похожи (или хотите быть похожими) вы сами.

Среди ваших соседей по жанру будь то рок, рэп, поп или электронная музыка точно найдутся и артисты, которые вам нравятся, и те, кто является наиболее успешными из них.

Прослушивание качественной музыки (профессионально созданной и записанной) и коммерчески успешной (имеющей широкую аудиторию и приносящую прибыль) неотъемлемая часть жизни музыканта.

Нужно критически оценить свою музыку и понять, на что она похожа и на кого похожи (или хотите быть похожими) вы сами.

Всю музыку во всех жанрах нам никогда не переслушать. Поэтому сосредотачиваемся на той, что очень нравится и той, что похожа на нашу.

Слушаем в удовольствие и слушаем критично. Отмечаем — что нравится в чужих композициях, что цепляет. Что хотелось бы повторить и почему. Если пойти в это дальше — можно завести тетрадь или электронную таблицу и вносить туда помимо артистов, песен и примечаний ещё темп и тональность песен. Вполне возможно, вскоре вы обнаружите, что в определенных темпах и тональностях хитов выходит больше.

В любом случае, метод отслеживания конкурентов рабочий и существует столько, сколько существует коммерческая музыка. Глупо игнорировать какие-то фишки, которые работают десятилетиями только потому, что так уже делали другие. Именно потому и делают — что работает.

ВАЖНОСТЬ ПРОДАКШЕНА

Качество ваших записей является ещё одним критичным аспектом, который часто недооценивают начинающие музыканты.

В этот пункт входит всё, касающееся вашего звучания: качество записи вокала и инструментов (если музыка живая), качество подобранных сэмплов и настроек синтезаторов (если музыка электронная), качество аранжировки, техника исполнения, сведение и мастеринг трека.

Понятно, что, когда вы только начинаете и делаете первые демо-записи сразу дотянуться до топа нереально. Со временем вы придёте и к этому (если не бросите), но стараться обращать внимание на всё нужно с первого дня. Для этого есть критическое слушание, о котором говорилось выше.

Вот вам лайфхак для новичков, если не знаете, что именно искать. Если слух цепляется за что-то в миксе при прослушивании — раз, другой, третий — с этим скорее всего нужно что-то сделать.

И ещё момент — не мешайте творческую и техническую сессии. То есть творите и дорабатывайте творение в разное время. Это поможет сберечь время и нервы.

А ТЫ ТОЧНО ПРОДЮСЕР?

В широком понимании, продюсер это тот, кто производит. По заказу кого-то или сам.

К примеру:

Специалист, который создаёт музыку под ключ с нуля в студии, но не занимающийся её продвижением технически, является музыкальным продюсером и работает на себя;

Продюсер на ТВ может выполнять массу задач по созданию и выпуску передач, работая при этом на телеканал;

Продюсер художественного или документального фильма занимается вопросами, касающимися производства картины — от привлечения средств, до поиска оборудования и студии пост-продакшна.

Само слово «продюсер» (некоторые путают его со «спонсором») по умолчанию не подразумевает ни продвижение, ни деньги, и вообще не описывает функционал определенного специалиста. Это можно узнать из его резюме или у него самого.

Однако в более узком применении:

видео продюсер — отвечает за производство видео-контента,

саунд-продюсер — отвечает за всё, что связано со звуком,

а музыкальный продюсер занимается созданием музыкальных произведений и, часто, с последующим их продвижением.

Всегда проговаривайте вслух свои ожидания от совместной работы с любым из специалистов. Заглядывайте вперёд — что будет после этого? А далее? А затем? Чёткое понимание последовательности действий и зоны ответственности каждого из вашей команды даст вам ясность и избавит от неприятных сюрпризов.

ИНДИ или ЛЕЙБЛ

Когда материала уже набралось на альбом, возникает вопрос как выпускаться? Зарегистрироваться как инди-артист и просто дропнуть релиз на все площадки или заручиться поддержкой лейбла? Часто выбор делается интуитивно на основе слухов, домыслов, мифов или просто лени.

Если вас пугают истории о том, как какой-то лейбл кинул какого-то артиста на деньги и отобрал права на песни, то оно и понятно. Это ночной кошмар любого музыканта. Но, во-первых, скорее всего вы пока не настолько притягательны для крупных лейблов. А во-вторых, внимательно читайте документы, которые подписываете. И, конечно, всегда можно проконсультироваться с юристом, специализирующимся на интеллектуальной собственности для полной уверенности.

Контракт с надёжным лейблом это не только необходимость делиться с ним будущей прибылью (а ведь её ещё нужно заработать), это ещё спокойствие артиста и свобода от большого количества организационных моментов для занятия творчеством. Но чтобы крутой лейбл захотел подписать вас, вам и самим надо быть крутыми. Иметь не только музыкальный материал, но и талант, внешность, икс-фактор. А если вы в самом начале пути и ещё ищете себя? Нужен музыкальный продюсер.

Не все музыканты двигают себя сами, не все музыканты подписаны на лейблы. Есть немало успешных инди-артистов, работающих со своими продюсерами на различных условиях. Пропускная способность этих людей как правило невысокая, поскольку времени на каждого артиста уходит много. Как правило подопечных можно пересчитать по пальцам одной руки.

Контракт с надёжным лейблом это не только необходимость делиться с ним будущей прибылью, это ещё спокойствие артиста и свобода от массы организационных моментов для занятия творчеством.

Так что, если вы разослали пресс-релиз и демо-записи по всем лейблам и продюсерам, и никто вами не заинтересовался, не отчаивайтесь. Можно ли взять продюсера в аренду? Можно.

Сейчас существуют агентства, в которых вы можете нанять не только продюсера, но и целую команду профессионалов, которые займутся дистрибуцией, продвижением, организацией выступлений и всем необходимым. Если средства позволяют, а лейблы пока молчат это может быть неплохой старт.

ТРИ ПРОЦЕНТА

В 2012-2013 годах я продюсировал музыкально-развлекательное шоу на NFM Radio. Суть его заключалась в том, что двое ведущих в эфире обозревали новую музыку в различных жанрах, состоявшую преимущественно из инди-артистов.

За время шоу мы с командой отслушали порядка 200 разных групп и исполнителей, 60 из которых приняли участие в двух сезонах шоу. И, спустя некоторое время, собрав результаты голосований слушателей и мнение редколлегии мы выделили 6 самых мощных команд, у которых был интересный материал, талант и коммерческий потенциал.

Только шесть из двухсот, то есть всего 3%

Каково было моё удивление, когда, проведя исследование я обнаружил, что это не случайная цифра, а «средний градус по больнице». То есть и в США, и в Европе, и в мире в целом из всех людей, занимающихся музыкой только 3% достигают серьёзных высот, становятся известными и коммерчески успешными. Но если вы всем сердцем и душой любите музыку, чувствуете в себе божью искру и готовы идти к мечте наперекор всем трудностям у вас есть шанс стать одним из этих трёх процентов. Успехов в творчестве!

© Олег Милёхин, 2025

Выберите вариант
Евгений Чупров

Олег Милёхин — настоящий профессионал в области звукорежиссуры и один из лучших дикторов в нашей стране. Его манера речи и голос уникальны, узнаваемы и всегда приятны на слух. Он всегда оперативно и качественно выполняет заказы и вносит корректировки.

Трудно найти диктора, который может добавить человечности любому видео- или аудиоролику.  За 4 года работы с Олегом не было ни единого случая, когда что-то пошло не так. Всегда с радостью рекомендую его коллегам по рекламным и художественным проектам.

Евгений Чупров, пишущий режиссёр, продюсер.